Перед нами – долгий путь

Julián Carrón

Уважаемый главный редактор, чтение газет в последние дни наполняло меня невыразимой болью от осознания того, как мы обошлись с дарованной нам благодатью. Ведь если движение Comunione e liberazione постоянно идентифицируется с жаждой власти, стремлением к обогащению и стилем жизни, не имеющим ничего общего с тем, что мы встретили, значит, скорее всего, мы действительно дали повод.
Несмотря на это, Движению чужда любая форма коррумпированности, и оно никогда не порождало какой-либо системы власти. Здесь несущественны даже замечания, пусть и справедливые, о том, как плодятся подобные новости: уже ни у кого не вызывает протеста тот факт, что их распространение происходит вразрез с процедурами и гарантиями, предусмотренными Конституцией.
Встреча с отцом Джуссани стала для нас возможностью узнать христианство как нечто столь же привлекательное, сколь и желанное. Поэтому нас охватывает печаль, когда мы вынуждены констатировать: первого эмоционального подъема недостаточно, чтобы сделать нас свободными от стремления к человеческой успешности. Мы самонадеянно полагали, что его хватит, даже если мы не будем следовать за ним, и это привело к последствиям, горьким для нас самих.
Отец Джуссани до самой смерти свидетельствовал нам, какой может быть жизнь, объятая Христом, и это доказывает, что его христианское предложение не имеет изъянов. Многие из тех, кому довелось лично познакомиться с ним, подтверждают то, что мы, его дети, могли в полноте вкусить, в большей или меньшей степени разделяя с ним жизнь: Христос переполнял все его существо. Эта убежденность привела нас к такому шагу, как прошение об открытии процесса его канонизации, ибо мы уверены: отец Джуссани может оказать помощь Церкви в ответе на острые вопросы, стоящие сегодня перед христианством.
Мы просим прощения, если осквернили память отца Джуссани, живя поверхностно и не следуя за ним. Решение о том, содержится ли в отдельных ошибках, совершенных конкретными людьми, состав преступления, останется за судьями. Вместе с этим каждый может сделать вывод: удалось ли нам, при множестве ошибок, внести некоторый вклад в общее благо.
Когда один член страдает, все тело страдает с ним, учил нас апостол Павел. Мы, члены тела Comunione e liberazione, страдаем вместе с теми, кто находится под пристальным вниманием СМИ. Мы вспоминаем, что наше свидетельство перед ними было слабым, и поэтому осознаем, насколько и сами нуждаемся в милосердии Христа.
И все же честность, заставляющая нас признать наши ошибки, позволяет нам утверждать, что мы не можем вырвать из нашей жизни встречу, которая произошла с нами однажды и навсегда определила наше лицо. Никакое зло – дело наших рук или рук наших друзей – не способно стереть ту любовь ко Христу, привитую нам встречей с харизмой отца Джуссани. Пыл жизни, воспринятый нами от человека, стоявшего у истоков Движения, настолько велик, что никакие ограничения не могут его угасить, и именно поэтому мы находим силы смотреть на все наше зло, не пытаясь узаконить его или оправдать.
Встреча со Христом оставила в нас столь глубокий отпечаток, что дает нам возможность в каждый миг, после любой совершенной ошибки начинать заново – с еще большим смирением и сознанием нашей немощи. Подобно народу Израиля, мы можем быть лишены всего и даже оказаться в изгнании, но Христос, охвативший нас однажды, остается навсегда. Наши поражения – не Его поражение. Как и израильтяне, мы должны учиться сознавать, что не способны спастись самостоятельно, должны постигать то, что уже считаем известным, но никто не может отнять у нас уверенности в вечном милосердии Божием. Сколько раз мы слышали трогательный рассказ отца Джуссани о «да» Петра после его отречения…
Следовательно, мы не можем предложить другого прочтения фактов: они являются настойчивым призывом очиститься и обратиться к Тому, Кто привлек нас к Себе. Именно Он, Его присутствие, Его неустанный стук в дверь нашего забвения и рассеянности пробуждает в нас желание принадлежать Ему. Мы надеемся, что Господь дарует нам простоту сердца, позволяющую ответить на этот призыв. Тогда мы сможем свидетельствовать, что благодать, данная отцу Джуссани, сильнее любых форм ее выражения, которые нам удается продемонстрировать.
Только таким образом мы станем иным присутствием в мире, как происходит уже со многими из нас – в рабочей среде, в университетах, в общественной жизни, в политике или в общении с друзьями; присутствие рождается благодаря желанию не сводить веру исключительно к сфере личного. Любого, кто встречает нас, это поражает, и у него возникает желание быть причастным тому, что дано нам. Значит, мы должны постоянно помнить: «присутствие» – синоним не власти или первенства, но свидетельства, то есть человеческой инаковости, порожденной властью Христа отвечать на неисчерпаемые потребности человеческого сердца. Нам следует признать: историю изменяет то же, что изменяет и сердце человека, как каждый из нас знает по собственному опыту. Мы сможем переживать это изменение и свидетельствовать о нем, если действительно последуем за отцом Джуссани, проверяя веру в опыте; по его собственному убеждению, только вера, являющаяся опытом в настоящем и обретающая в настоящем подтверждение своей полезности, будет способна выстоять в мире, где все утверждает обратное.
Перед нами еще долгий путь, и мы счастливы, что можем его пройти.

Автор письма – председатель Братства Comunione e liberazione